Как выбрать игровой монитор — IPS, VA или TN матрица? Нужны ли геймеру изогнутый экран и подсветка? На что влияют частота обновления и время отклика?

Hdr — либо хорошо, либо никак

Технологию расширенного динамического диапазона HDR очень любят маркетологи. Идея проста: яркие сцены ярче, тёмные темнее, между ними больше оттенков и полутонов. Изображение в HDR выглядит более насыщенным и «полным» благодаря тому, что в тенях и пересвеченных участках изображения сохраняется больше деталей.

Для отображения HDR необходимы подходящий источник, монитор и, разумеется, контент.

Стандарты HDR для контента и мониторов отличаются.

Фильмы на Blu‑Ray и в стриминговых сервисах выходят с маркировками HDR10, HDR10 или Dolby Vision. Более совершенные форматы HDR10 и Dolby Vision имеют ограниченную обратную совместимость с HDR10 и воспроизводятся на старых HDR-телевизорах с ограниченной палитрой.


В реальных фильмах и играх разница между включённым и выключенным HDR не такая значительная, как на рекламных картинках

Само по себе определение HDR не включает в себя гарантию определенного цветового охвата. Так, качественный SDR монитор имеет глубину цвета 8 бит и способен отображать 16,8 миллионов оттенков. Панели с поддержкой HDR как правило имеют глубину цвета 10 бит (более 1 миллиарда оттенков), а самые продвинутые профессиональные экраны поддерживают глубину 12 бит (38,7 миллиарда оттенков).

Некоторые мониторы используют технологию FRC — при помощи высокочастотного мерцания подсветки пикселей 8-битная матрица может визуально приблизиться к 10-битной, однако эффект получается несовершенным.

Недорогие TN-матрицы и очень быстрые (от 240 Гц) мониторы как правило имеют 6-битные матрицы (иногда с FRC до 8 бит), большинство потребительских ЖК-мониторов и телевизоров имеют 8-битные матрицы с FRC до 10 бит. «Настоящие» 10 бит можно встретить в дорогих QLED и OLED телевизорах и полу-профессиональных 4К мониторах.


Наглядная диаграмма показывает разницу в плавности цветовых переходов разный типов матриц

Количество отображаемых оттенков напрямую зависит от яркости подсветки. «Обычный» монитор или телевизор имеет яркость до 300 нит — этого недостаточно для отображения 10-битного цвета. То есть даже если на коробке указана поддержка HDR, это значит только то что устройство способно воспринять сигнал с соответствующей кодировкой, но не сможет отобразить контент должным образом.

Мониторы сертифицируются организацией VESA по стандартам HDR 400, HDR 500, HDR 600 и HDR 1000. Отличаются они в основном пиковой яркостью подсветки, под которой подразумеваются кратковременные вспышки отдельных точек или всего поля экрана во время, например, взрывов. Максимальная постоянная яркость не превышает 320‑600 кд/м.кв.

Список игр с поддержкой HDR (по состоянию на осень 2020 года) состоит из нескольких десятков позиций. Большинство используют открытый стандарт HDR10, но несколько, например Mass Effect: Andromeda и Battlefield 5 (полный список), получили сертификат Dolby Vision (не путать с технологией окружающего звука Dolby Atmos).

HDR в полной мере поддерживают видеокарты GeForce 10-й, 16-й и 20-й серии и все модели Radeon RX. PlayStation 4 и стандартная Xbox One поддерживают стандарт HDR10 для игр и фильмов, а Xbox One X и Xbox One S также воспроизводят контент Dolby Vison.

От плохой реализации HDR вреда больше, чем пользы, а хороший HDR в мониторе — очень дорогое удовольствие.

В играх к HDR предъявляются более высокие требования, чем при просмотре фильмов. Например, важно наличие подсветки с локальным затемнением. В сложных сценах с сочетанием хорошо освещенных и тёмных зон обычная статичная подсветка подстроится под что-то одно и либо «выбелит» тени, либо, наоборот, сделает яркие объекты тусклыми и невыразительными. Динамическая подсветка разделяет площадь экрана на независимые зоны и подстраивает уровень яркости каждой под изображение.

Эксперты Digital Foundry признали Gears 5 игрой с лучшим применением HDR

Разные мониторы с локальным затемнением отличаются количеством зон и расположением светодиодов. Дорогие мониторы используют матричную подсветку, то есть несколько сотен независимых светодиодов расположены за ЖК-матрицей. В более доступных моделях встречается динамическая контурная подсветка, при которой независимые светодиоды расположены по верхней и нижней кромкам экрана. Так активных зон получается намного меньше, и при движении светлого объекта по тёмному полю (например, курсора) появляется большой белесый ореол.

Стабильного и ощутимого эффекта без раздражающих полумер можно добиться только на очень дорогих IPS мониторах вроде Acer Predator X27 и ASUS ROG Swift PG27UQ. Правда, некоторые владельцы жалуются на неравномерность подсветки в некоторых случаях.

А ещё HDR может быть несовместим с частотой кадров выше 120 fps, разрешением выше QHD (1440p) или работой G‑Sync/FreeSync. На это влияют типы разъёмов HDMI или DisplayPort на мониторе и источнике и качество используемого кабеля.

Лучше всего для HDR подходят OLED-панели, но использовать их в качестве компьютерного монитора может быть не лучшей идеей из-за риска выгорания.

Не берите 4к монитор «на вырост»

Среди доступных в продаже экранов можно встретить несколько ходовых разрешений, которые разделены на стандарты с закрепленными названиями.

  • HD (1280×720) устаревший формат, сегодня применимый больше к контенту, чем к компьютерным мониторам. Игровые HD мониторы сейчас не производят.
  • Full HD (1920×1080) все ещё наиболее распространенный формат, в котором представлена большая часть цифрового контента. На мониторах больше 27 дюймов индивидуальные пиксели становятся заметны даже на расстоянии 50‑60 см.
  • Quad HD (2560×1440) прогрессивный «компьютерный» формат, обеспечивает оптимальную чёткость при диагонали 27‑32 дюйма. В телевизорах не используется, поэтому контента в таком разрешении (кроме игр) практически нет, а из всех современных консолей его поддерживает только Xbox One X.
  • 4K Ultra HD (3840×2160) популярный современный формат для телевизоров, но чаще всего избыточен для игр на маленьких диагоналях. Для профессиональной работы с текстом, кодом или графикой 4К играет значимую роль даже на 27 дюймах. Сильно нагружает процессор и видеокарту.
  • 5K (5120×2880) — редкий формат для профессиональных мониторов, для игр приспособлен не очень хорошо.

Особняком стоят ультра-широкие форматы 2560×1080, 3440х1440 и 5120х1440. Эти форматы соответствуют разрешениям Full HD и QHD, но с увеличенной шириной. Дополнительные пиксели создают дополнительную нагрузку на компьютер.

Распространенные обозначения 1080p и 1440p имеют более общее назначение, так как не учитывают горизонтальное разрешение экрана и применимы к мониторам с разным соотношением сторон.

Чтобы определиться с разрешением будущего монитора, нужно помнить всего одно правило: «Апскейлинг это плохо». Монитор должен соответствовать тому контенту, который на нём будут воспроизводить.

Если ваша видеокарта не поятнет разрешение больше 1920х1080, а вы сами довольны просмотром сериалов в HD и Full HD, то покупка 2К или 4К монитора принесет больше вреда, чем пользы.

Full HD изображение выглядит на Full HD мониторе более чётким, чем на экране с разрешением 2К или 4К.

Если реальное разрешение экрана больше, чем размер изображения, то картинка дробится на несколько физических пикселей, что приводит к падению чёткости. Апскейлинг изображения происходит посредством разных алгоритмов, но идеального способа переводить контент низкого разрешения в более высокое без потери резкости не существует.

Если при апгрейде игрового места бюджет ограничен, лучше сначала вложить средства в более мощную видеокарту или консоль, а уже потом выбирать монитор с учётом реальных возможностей новой системы.

Не стоит экономить на g‑sync или freesync

Технологии G‑Sync и FreeSync обеспечивают динамическую синхронизацию частоты обновления монитора с частотой кадров в игре. Их поддержка особенно важна для мониторов с высокой частотой, подключенных к средним по мощности компьютерам.

При достаточно большом расхождении между герцовкой монитора и fps в игре с перевесом в любую сторону появляется эффект «разрывов» (tearing) и микрозадержек (stutter).

  • Разрывы образуются, когда видеокарта отправляет кадры на монитор случайным образом. Так как картинка выводится не вся сразу, а построчно сверху вниз, в случае коллизии монитор сначала выводит одно изображение, но на полпути бросает и заканчивает фрагментом уже следующего кадра, на котором объекты уже переместились.
  • Статтер представляет собой микрозадержки. Если карта выдаёт новые кадры слишком медленно, монитору приходится выводить один и тот же кадр несколько циклов обновления подряд, что визуально нарушает плавность движения.


Так выглядит разрыв

Традиционный способ борьбы с разрывами, который не требует дополнительного оборудования, встроен практически в каждую игру. «Вертикальная синхронизация» (V‑sync) ограничивает максимальный возможный фреймрейт игры до реальной частоты обновления подключенного монитора. Но от статтера эта мера не защищает — если fps проседает, то задержки все равно будут.

Кроме того, на обычных 60 Гц мониторах вертикальная синхронизация не даёт игроку пользоваться всей производительностью видеокарты. На игровых мониторах с частотой выше 120 Гц она и вовсе бесполезна в большинстве случаев, потому что только самые дорогие игровые компьютеры способны поддерживать стабильные 120 fps во всех современных играх.


G-Sync Ultimate обеспечивает одновременную работу HDR и динамической частоты обновления экрана

G‑Sync и FreeSync представляют собой схожие технологии с аналогичным эффектом. Вместо того, чтобы ограничивать видеокарту, они заставляют монитор менять частоту развертки в соответствии с реальным фреймрейтом в игре. Соответственно, опуская частоту монитора ниже заявленной, мы избавляемся от статтера, а приближая герцовку к реальному значению fps — решаем проблему разрывов.

Технологии работают по-разному, но основное отличие между ними состоит в том, что первую разработала NVIDIA для видеокарт GeForce, а вторую создали в AMD для систем с графикой Radeon. С 2020 года большинство FreeSync мониторов стали G‑Sync Compatible, то есть работают с любыми видеокартами.

NVIDIA заявляет, что «полноценный» G‑Sync и его новая ревизия G‑Sync Ultimate (c одновременной поддержкой HDR) работают быстрее и эффективнее альтернатив, но практика показывает, что в подавляющем большинстве ситуаций рядовой игрок не видит разницы и не ощущает дискомфорта.

Теория на практике

Мы совместно с гипермаркетом для геймеров ОГО! и компанией AOC приготовили для вас подборку игровых мониторов, каждый из которых является оптимальным решением для своего ценового сегмента.

Базовые игровые мониторы

AOC G2590FX
AOC G2590FX

Модели AOC G2460PF и AOC G2590FX являются игровыми мониторами начального уровня, которые подойдут для непритязательных сражений в сети и одиночных забегов. Диагональ 24 и 25 дюймов с базовым разрешением 1920×1080 обеспечит широкий обзор, а частота обновления 144 Гц вкупе с временем отклика 1 мс – плавную картинку без задержек и шлейфа, что гарантирует комфортную раздачу хэдшотов в CS: GO.

Продвинутые игровые мониторы

AOC G2790PX
AOC G2790PX

Модели AOC G2790PX и AOC C27G1 с первого взгляда бросаются в глаза своими размерами. Диагональ 27 дюймов с базовым разрешением 1920×1080 понравится любителям игр от третьего лица и позволит заметить танк противника издалека. Модели обладают частотой обновления 144 Гц и временем отклика 1 мс, что комфортно для сетевого забега полупрофессионального уровня. Отдельного упоминания достоин изогнутый экран AOC C27G1, благодаря которому обеспечивается максимальное погружение в игровой процесс.

Профессиональные игровые мониторы

AOC AG251FZ

Начнём линейку с мониторов для будущих и действующих киберспортсменов: AOC AG251FZ и AOC AG251FG. В отношении диагонали и разрешения здесь всё довольно стандартно – 24 и 25 дюймов и 1920×1080. Но отношение меняется, когда речь заходит о частоте обновления. Штатные 240 Гц и время отклика 1 мс позволяют буквально жить в игре. Стоит ли говорить какое преимущество это даёт в сетевых баталиях.

AOC AGON AG241QX
AOC AGON AG241QX

Модели AOC AGON AG241QX и AOC AG241QG другой случай. При штатной диагонали 24 дюйма, они обладают разрешением 2560×1440, что автоматически повышает качество детализации картинки на экране. Мониторы великолепно проявят себя в одиночных играх со ставкой на проработанный мир, а также в сетевых проектах – частота обновления экрана 144 Гц и 165 Гц вкупе с временем отклика 1 мс говорят сами за себя.

При выборе игрового монитора важно задать себе несколько вопросов: для каких игр он мне нужен, чем я готов пожертвовать и сколько готов заплатить. Важна скорость и плавность – смотрите на модели с высокой частотой обновления экрана. Важна детализация – обратите внимание на разрешение. И, конечно, не забывайте о грамотном подборе остальных комплектующих, ведь стабильная система — залог игрового долголетия.* Мы надеемся, что это руководство было полезным и поможет выбрать монитор, который раскроет вашу систему на полную.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  10 лучших электрических триммеров для травы: мощность, какой купить, цена, плюсы и минусы
Оцените статью
ObzorTop10.ru